BStang аватар
BStang
1481 (+1542/-61) Карма
Блог
2


В тренде: Volvo XC60 второго поколения

В этом шведском кроссовере как в зеркале отражаются тенденции современного автомобилестроения

В современной автомобильной индустрии прослеживаются пять главных тенденций. Первая из них – это, конечно, постоянное снижение выбросов CO2 – вплоть до стремления полностью избавиться от них, по меньшей мере, в крупных городах. Этого хотят добиться путём перехода на электромобили и машины, работающие на водороде. Вторая тенденция – конструирование автомобилей на базе универсальных модульных платформ с непрерывно увеличивающейся степенью унификации между разными моделями. Третье направление развития автопрома – последовательные шаги от технологий, которые помогают человеку управлять автомобилем, к транспортным средствам, способным обходиться без водителя вообще, то есть перемещаться в автоматическом режиме. Четвёртый тренд в автобизнесе – поиск производителями новых источников дохода – за счёт новых способов эксплуатации автомобилей, а также предложения неведомых прежде услуг. Наконец, пятая тенденция – продолжающийся рост сегмента кроссоверов.
Для того чтобы понять, что мы, потребители, получаем в результате такой эволюции, имеет смысл разобраться в природе перечисленных явлений или в причинно-следственных связях всего происходящего. Тем более, на мой взгляд, в обществе широко распространены ошибочные представления.

Например, нередко производителей обвиняют в том, что они ради выгоды переходят на двигатели малого объёма – дескать, чтобы снизить ресурс, и автомобили чаще покупали. Поверьте, это не так. Большинство компаний с удовольствием продолжали бы выпускать простые по конструкции «восьмёрки» с внушительным рабочим объёмом. Машины с такими моторами автопрому выгодны – их можно производить с довольно низкой себестоимостью и продавать по достаточно высоким ценам, получая хорошую прибыль. Но большой объём и простая конструкция двигателя означают повышенный расход топлива, что и стало первым препятствием на пути таких агрегатов, особенно в годы нефтяных кризисов. Впоследствии к этой преграде прибавилась борьба за чистоту воздуха, которая затем стала доминирующей. Впрочем, обе темы неразрывно связаны.
Сегодня на автопром давят нормы CO2, которые постоянно ужесточаются. Но нормы не появляются сами по себе – их разрабатывают законодатели, а затем проводят в жизнь чиновники, которых назначают на должность выбранные политики. При этом политики душат автомобильную промышленность вовсе не из-за своей врождённой кровожадности, а чтобы понравиться избирателям – чтобы те их выбрали и в следующий раз. А избиратели требуют чистого воздуха в городах. Но таким образом круг замыкается – поскольку избиратели это и есть те самые покупатели.
Где-нибудь в Германии либо Скандинавских странах люди всё это, по большей части, понимают и готовы платить за новые технологии – чистый воздух нужен им, а не BMW или Daimler. У нас же иногда происходит раздвоение личности. Когда человек – автомобилист, он ругает производителей за то, что те выпускают дорогие и недолговечные машины, плюс власти – за ограничение парковок в центре Москвы. Но когда тот же человек жалуется на то, что в городе нечем дышать, то он забывает про свой автомобиль, перекладывая вину на чей-то другой, ну или на какие-то совсем иные проблемы.
Однако это несколько упрощённое, «бытовое», описание ситуации, без учёта темы глобального потепления. А она в последнее десятилетие приняла поистине планетарные масштабы, приобретя не только социальное, но и политическое значение. В итоге, поняв неизбежность и необратимость этого фактора, многие автопроизводители объявили себя авангардом в борьбе за экологию планеты. Как говорится, если насилие…. Хотя, впрочем, некоторые из них давно и искренне заняли подобную позицию. В их числе компания Volvo, которая обратила внимание общества (человечества) на то, что автомобили загрязняют, окружающую среду ещё в 1972 году и подарила миру трёхкомпонентный каталитический нейтрализатор с лямбда-зондом. С тех пор шведские инженеры и учёные последовательно работают над экологической программой, хотя это требует повышенных затрат.

Проблема в том, что в настоящий момент затраты на «озеленение» модельного ряда автомобилей у всех производителей выросли, подозреваю, в несколько раз, поскольку эти работы ведутся сразу по трём направлениям: повышение эффективности ДВС, разработка гибридных приводов и подготовка к массовому переходу на производство электромобилей. Второе и третье направление – это среднесрочные и долгосрочные инвестиции, прибыль от которых придёт нескоро. Поэтому автомобильные компании берут кредиты в банках и ищут способы сэкономить.
Одним из важных способов экономии издержек при разработке и производстве стала унификация конструкций, дошедшая до уровня модульных платформ, которые в последнее время рассчитываются на десятилетия. Только запомните: модульная платформа не делает машину лучше в смысле ходовых качеств. Повторюсь, её назначение – снижение стоимости производства. Куда направить освободившиеся ресурсы, автопроизводитель решает сам.

Огромные усилия автомобильные компании прикладывают в направлении создания беспилотников. После того, как компания Apple, попробовав, призналась, что неспособна создать самоуправляемый автомобиль, у автомобилистов укрепилась уверенность в себе, и активность выросла на порядок. Ещё бы! В самоуправляемом мире будущего они увидели себя главными, в то время как IT-компаниям отвели роль подмастерья. Автопроизводители словно проснулись от спячки, кода довольствовались жалкой прибылью в 3-10%, с завистью наблюдая за баснословными доходами Apple и Google.
Слово «автопилот» стало магическим. Одни им торжественно размахивают, как Tesla. Другие – ведут себя более осторожно, как Daimler или Volvo. Но и первые, и вторые упорно в данном направлении работают. Разбив всю систему автоматического управления на весьма мелкие функции и присвоив каждому чиху персональный бренд, производители впаривают покупателям систему отдельными частями. Но тут возникает загвоздка. Когда отработанный автопилот появится на автомобилях целиком, от него, несомненно, будет польза. Сейчас же не знаешь, что лучше и безопасней – использовать отдельные функции или отключить их и полагаться на себя. Короче, это нечестно – доводить до ума технологии на потребителях, да ещё брать за это деньги….

Самоуправляемые транспортные средства изменят этот мир начисто. Ряд экспертов утверждают, что необходимость в индивидуальных автомобилях исчезнет совсем. В это не хочется верить, и, тем не менее, автомобильные компании уже вкладываются не только в разработку собственно беспилотников, но и в структуры, которые будут их эксплуатировать – в предприятия каршеринга и райдшеринга (такси). При этом они, как минимум, вступают в партнёрство с соответствующими сетевыми операторами и транспортными компаниями, а как максимум, открывают собственные новые бизнесы, стараясь не делиться ни с кем.
Стремление автопрома сохранить бизнес за собой наблюдается и в сфере онлайн-услуг. Не секрет, что уже сегодня, находясь в машине, можно, например, заказать столик в ресторане, купить билет на самолёт или зарегистрироваться на рейс. Но если относительно недавно подобные услуги оказывали специализированные Интернет-сервисы, то теперь, к примеру, Ford создал в США своё собственное сетевое подразделение. Кроме того, «Синий овал» приглашает пользоваться новой службой не только владельцев автомобилей марки Ford, но и других брендов. А в Европе Ford Motor Co. и вовсе занялся велошерингом, хотя тут никакой смысловой связи с автобизнесом лично я найти не могу.
Впрочем, велошеринг – это не так серьёзно, как переход к продажам авто через Интернет, да ещё за абонентскую плату. Кажется, весьма скоро дилерам останется лишь обслуживание автомобилей, ведь выбор машины и осуществление сделки будет проходить прямо на сервере автопроизводителя. Наш местный заповедник, возможно, просуществует некоторое время, но потом тут всё станет как в Европе. В электромобилях же и обслуживать нечего. Таким образом, со временем может исчезнуть само понятие «дилер». Кстати, Tesla обходится без дилеров изначально. Хорошо это или плохо? Не знаю. К примеру, в США прежде дилеров защищали, как представителей малого бизнеса, которые создают рабочие места, повышают устойчивость местной экономики и. т. д. Но, похоже, всё меняется. Точнее, почти всё.

Неизменной остаётся мода на пятидверные автомобили с двухобъёмным кузовом, увеличенным дорожным просветом и высокой посадкой водителя и пассажиров. Да, рынок кроссоверов продолжает расти на 25% в год. И нет никаких данных, которые бы показывали, что когда-нибудь это закончится. К сегменту среднеразмерных кроссоверов премиум-класса и относится Volvo XC60 второй генерации (наследник одноимённого шведского бестселлера первого поколения). Этот автомобиль интересен нам, в частности, тем, что в нём словно в зеркале отражается всё то, что происходит сегодня на рынке и в автомобильной отрасли.

Скандинавская новинка построена на архитектуре масштабируемой платформы SPA (Scalable Product Architecture), как и четыре модели 90-й серии – XC90, S90, V90 и V90 Cross Country. Напомню, на разработку этой платформы шведы потратили 12 млрд евро. Кстати, многие обозреватели утверждают, что деньги шведам предоставил китайский холдинг Geely – владелец Volvo Cars, но всё немного сложнее: Geely предоставил только гарантии банкам, а те выдали кредит. Таким образом, заём придётся возвращать, включая проценты. Думаю, что они небольшие.
Конечно, 12 млрд – сумма гигантская, но оно того стоило. Специалисты из Volvo Cars создали конструктор Lego для взрослых. Из «кубиков» у них собирается не только шасси, но и двигатели, другие агрегаты и узлы, а также электрические системы и элементы интерьера. Кажется, теперь платформой нужно называть весь набор «строительных блоков», общий для различных моделей, а не только масштабируемое шасси.
Платформа потому и называется масштабируемой, что размеры машин, построенных на ней, могут меняться (единственная фиксированная величина у SPA – это расстояние от передней оси автомобиля до педального узла). Так, величина колёсной базы у Volvo XC60 равна 2.865 мм, в то время как у XC90 – 2.984 мм, а у S90 – 2.941 мм. Новый кроссовер на 260 мм короче старшего собрата XC90 и на 120 мм ниже. Его длина составляет 4.688 мм, ширина – 1.902 мм, а высота равна 1.658 мм.
Таким образом, новинка на 44 мм длиннее автомобиля первого поколения и на 55 мм ниже его. Но важнее – почти 100 мм разница в колёсной базе между XC60 двух генераций – теперь она больше. На мой взгляд, у Volvo XC60 второго поколения практически идеальные размеры – во всяком случае, для тех людей, которые живут в мегаполисе и ездят на дачу. И не только на мой. Один мой старый приятель, эксплуатировавший первый XC90, постоянно жаловался на трудности подземных парковок. Притом что такой большущий багажник ему был не нужен даже при поездках в загородный дом. Второй же XC90 стал ещё больше, и поэтому приятель вынужден был от него отказаться. Зато новый Volvo XC60 подошёл ему в самый раз.

Подвеска у среднеразмерной новики точно такая же, как и у других машин на базе SPA: спереди – на двух поперечных рычагах, сзади – многорычажная. В качестве упругих элементов на передней оси используются витые пружины, на задней – поперечная рессора из композитных материалов. Это в базовой комплектации. В виде же опции предлагается пневматическая подвеска с адаптивными амортизаторами.
Дорожный просвет с обычной подвеской достигает 216 мм, а с пневмоподвеской, в стандартном положении – 209 мм. На скорости 130 км/ч пневматика опускает кузов машины на 30 мм от стандартного, а в режиме Off-road, напротив, поднимает на 40 мм. Кроссоверы Volvo всегда отличались достойным клиренсом. При этом автомобиль с пневматикой умеет приседать при погрузке вещей в багажное отделение.

Если размеры у кроссоверов XC90 и XC60 последнего поколения отличаются, то вот пропорции у них близкие, причём уникальные, характерные для архитектуры SPA – с весьма длинным капотом и коротким передним свесом, как у машин классической компоновки. Увы, это «обман»: мотор у XC60 установлен поперечно, а базовым приводом является передний. Вообще-то любопытный подход. Вам нравится длинный капот? Пожалуйста. Он и впрямь круто смотрится. Но нам (конструкторам) нужно (для унификации) поперечное расположение силового агрегата, и мы поместим его именно так. При этом, правда, не стоит забывать, что едет автомобиль как переднеприводный, а не как классика.
Впрочем, у Volvo-драйверов всегда были собственные представления о прекрасном, и нюансы управляемости их не очень волновали. Гораздо важнее уютный салон и комфорт, позволяющие отвлечься от повседневных забот, и, разумеется, ощущение безопасности. Тем не менее, нужно заметить, что инженеры Volvo отлично потрудились над настройкой шасси нового XC60, и он ведёт себя лучше, чем XC90 – в небольшом автомобиле больше азарта (да, есть даже такое!), но при этом он ещё и комфортабельнее. Добавлю, по моим ощущениям, Вольво-драйверов (я не вкладываю в данный термин ни отрицательный, ни положительный смысл – это просто характеристика типа водителей) становится больше. Наверное, так и должно быть, не зря же мы приближаемся к будущему с автономными автомобилями.

Все двигатели у Volvo XC60 второго поколения принадлежат к семейству E-Drive. Они рядные, четырёхцилиндровые – точно такие же, как и у автомобилей старшей «девяностой» серии. Поскольку все моторы имеют одинаковый (алюминиевый) блок цилиндров, то у них и абсолютно одинаковый рабочий объём. Он равен 1.969 куб. см.
Наиболее скромной по мощности в линейке моделей является версия D4 AWD. Этот автомобиль оснащается дизельным двигателем D4204T14, развивающим мощность 190 л.с. при 4.250 об/мин и крутящий момент 400 Нм в диапазоне от 1.750 до 2.500 об/мин. Среди технических особенностей данного мотора – двойной последовательный турбонаддув.
Двигатель D4204T14 агрегатируется с автоматической восьмиступенчатой коробкой передач компании Aisin. Впрочем, этой КПП оснащаются все модификации Volvo XC60. Что характерно, передаточные числа в коробке во всех случаях одинаковые. Отличаются лишь соотношения в главной передаче. Трансмиссия у кроссовера – полноприводная. На задние колёса момент передаётся через муфту BorgWarner пятого поколения. Интересно, что при трогании с места она жёстко замкнута, но затем всё меняется по ситуации.
Модификация XC60 D4 AWD способна разогнаться с места до 100 км/ч за 8.4 секунды и развивает скорость до 205 км/ч. Расход топлива в смешанном цикле у неё оставляет 5.1 л на 100 км, а выбросы двуокиси углерода – 133 г/км. Кстати, на версию D4 AWD у Volvo XC60 прошлого поколения в России пришлось более 90% спроса.

Второй дизель, который имеет обозначение D4204T23, выдаёт мощность 235 л.с. при 4.000 об/мин и крутящий момент 480 Нм от 1.750 до 2.500 об/мин. Автомобиль Volvo XC60 D5 AWD, на который этот мотор устанавливается, демонстрирует максимальную скорость в 220 км/ч и время разгона – 7.2 секунды до «сотни». Прибавка в динамике здесь достигается как за счёт изменяемой геометрии одной из турбин наддува, так и благодаря оригинальной системе PowerPulse. Речь идёт об пневмо-аккумуляторе с двухлитровым резервуаром, из которого при резком нажатии на педаль «газа» воздух подаётся в выпускной коллектор и помогает раскручивать турбину.
Средний расход топлива у версии Volvo XC60 D5 AWD равен 5.1 л/100 км, а уровень выбросов CO2 – 144 г/км.

Помимо двух дизельных агрегатов предлагается и два бензиновых. Мотор B4204T23, который устанавливается на модель Volvo XC60 T5 AWD, благодаря турбонаддуву имеет максимальную мощность 254 л.с. (при 5.500 об/мин) и максимальный крутящий момент 350 Нм (при 1.500-4.800 об/мин). Максимальная скорость у такого автомобиля равна 220 км/ч, а время разгона от 0 до 100 км/ч составляет всего лишь 6.8 секунды. Потребление топлива в смешанном цикле – 7.2 л/100 км. Выбросы CO2 – 164 г/км.

Второй бензиновый двигатель, B4204T27, помимо турбонаддува имеет механический нагнетатель (Supercharger), который работает при низких оборотах коленвала, а после 3.500 об/мин отключается, и в дело вступает турбина. Данный двигатель развивает мощность 320 л.с. при 5.700 об/мин и крутящий момент 400 Нм в интервале 2.200-5.400 об/мин. Благодаря таким параметрам кроссовер Volvo XC60 T5 AWD, на который устанавливается двигатель B4204T27, развивает скорость до 230 км/ч, а главное, набирает «сотню» за 5.9 секунды. При этом показатели среднего расхода топлива и уровень выбросов двуокиси углерода можно считать очень хорошими – 7.7 л/100 км и 176 г/км, соответственно.

Чемпионом же по экономичности является модель Volvo XC60 T8 Twin Engine AWD, которая оснащается гибридной силовой установкой общей мощностью 407 л.с. В принципе, здесь используется тот же самый бензиновый двигатель, что и в предыдущем случае, плюс электромотор, который развивает мощность 87 л.с. и крутящий момент 240 Нм. При этом ДВС приводит в действие передние колёса, а электрический двигатель вращает задние. Так вот, расход топлива в смешанном цикле у такого автомобиля составляет 2.1 л/100 км. При этом правда, нужно проследить, чтобы аккумуляторная батарея изначально была полностью заряжена. Есть и ещё один положительный момент: динамика разгона – 5.3 секунды, от 0 до 100 км/ч. А в числе негативных факторов – масса, которая примерно на 200 кг больше, чем у версии XC60 T5 AWD. И ещё оговорюсь: в Россию версию Volvo XC60 T8 Twin Engine AWD поставлять не планируют.

Да, систему City Safety на новом XC60 инженеры из Гётеборга дополнили функцией автоматического подруливания, что улучшило работу системы мониторинга «слепых» зон и уменьшило риск аварии при перестроении. Также новая функция призвана предотвращать выезд на полосу встречного движения. Фирменный же комплекс полуавтономного вождения Pilot Assist (шведы осторожны и в терминологии), который берет на себя функции рулевого управления, разгона и торможения на дорогах с чётко различимой разметкой (!) на скорости до 130 км/ч, доступен для кроссовера в качестве опции.

Я до сих пор ни слова не написал о дизайне новинки из Гётеборга, в то время как он является одним из главных аргументов шведов в борьбе за потребителя. Особенно после того, как они лишились ценового преимущества. Скандинавский дизайн тоже можно назвать «модульным». Тщательно продуманные основные элементы стиля, которые сначала были опробованы на концептах, а затем внедрены на Volvo XC90 и другие модели «девяностой» серии, добрались и до Volvo XC60. Разумеется, этот среднеразмерный кроссовер получил и собственные отличительные признаки. В частности, передние ходовые огни у XC60 тянутся непосредственно до решётки радиатора, а задние фонари образуют полочку и тем самым больше напоминают универсал V90, чем большой кроссовер XC90. Подоконная линия у Volvo XC60 в задней части резко поднимается к корме, а задний боковой оконный проём не имеет вспомогательной стойки. Хорошо смотрятся внушительные выштамповки по бокам. Что не говори, а выглядит XC60 отлично. Если XC90 стал первым кроссовером, который смог лишить Range Rover безусловного визуального превосходства, как минимум, породить сомнение в нём, то новый XC60 продолжил эту работу.
Что же касается интерьера, то мне хотелось бы отметить, ставший более удобным улучшенный графический интерфейс информационно-развлекательной системы Sensus, а также коммуникационной системы On Call.

Если вернуться к теме главных тенденций, то стоит подчеркнуть один очень важный момент. Всё дело в том, что архитектура SPA позволяет использовать не только гибридную трансмиссию, но и перейти на полностью электрический привод. Не зря ряд экспертов пишут о том, что компания Volvo Cars не только лучше многих адаптировалась к настоящему, но и лучше других подготовилась к будущему. Когда спрос на электромобили станет массовыми, утверждают они, в наибольшем выигрыше окажутся именно скандинавы, а не Tesla, которая фактически является родоначальником современного электромобилестроения. И на уровне интуиции, которая есть не до конца осознанная информация, я с такими мыслями согласен. Уж очень продуманно Volvo ведёт себя на рынке.

BStang,
04.10.17



Просмотров:
14.10.2017

Комментарии
BStang
в 10:40, 14.10.2017

Спасибо за публикацию! :)

kre4et
в 15:42, 02.11.2017

Вся новая линейка Volvo - просто эталон современного дизайна, от меня им 5+

От нового S90 в душе визжал от восторга, видел вживую темно-зеленого цвета, просто нет ничего лучше! Буду смотреть обзоры по ней.

Спасибо большое за статью, Станг!

BStang
в 19:48, 02.11.2017

Спасибо за комментарий, Кречет! А мне очень нравится Volvo V90 Cross Country, особенно в версии Ocean Race. :)

kre4et
в 15:27, 07.11.2017

и давай картинками с примерами закидывать )))
ладно уж, погуглю ;)

Для отправки комментариев войдите или зарегистрируйтесь
Наверх