IvanF1 аватар
IvanF1
300 (+303/-3) Карма
Блог
0


Погоня за «Золотым бедуином» 2014.

В прошлую субботу, 18 января, в Чили завершился юбилейный 35-й ралли-марафон «Дакар 2014». В течение двух недель, на протяжении 13-ти этапов, участники одного из самых известных автоспортивных соревнований планеты штурмовали дюны, высокогорья, равнины Южной Америки в Аргентине и Чили, а мотоциклисты и квадроциклисты также заглянули на полтора дня в Боливию.

Сражение во всех четырех категориях в нынешнем году получилось невероятно плотным, и пусть многое, но не всё, решилось еще задолго до финиша в Вальпараисо, «Дакар 2014» войдет в историю, как один из самых непредсказуемых и интересных. Что уж говорить, если даже в классе мотоциклов, который в прошлые годы не баловал особым разнообразием, нарушилась тенденция, которая существовала ни много ни мало на протяжении девяти последних лет. Но обо всем по порядку.

Итак, начнем, пожалуй, именно с двухколесной категории, где еще перед стартом наметилась интрига. Трехкратный победитель Марк Кома вернулся в строй после пропуска прошлогоднего ралли-марафона из-за травмы плеча, а его извечный соперник и действующий триумфатор Сириль Депрэ перешел в Yamaha. Таким образом, испано-французский дуэт, выигравший все «Дакары» с 2005 года, раскололся – один остался верен KTM, а второй ушел в стан конкурентов. Соперничество теперь уже бывших напарников обещало стать еще более острым и принципиальным, что и подтвердилось сразу после старта в аргентинском Росарио.

Несмотря на мотоциклы разных производителей, Марк Кома и Сириль Депрэ провели начало ралли-марафона словно скованные одной цепью - ни на одном из первых трех этапов разрыв на финише между ними не составлял более двух минут, а в общем зачете их и вовсе разделяли считанные секунды. Но, увы, эта борьба закончилась едва успев начаться – на четвертом этапе Сириль Депрэ потерял 40 минут из-за проблем с электрикой, произошедших всего в 10 км. от финиша. Еще больший удар действующий победитель получил на следующий день – вновь 40 минут, потерянные из-за очередных механических проблем, и часовой штраф за пропуск контрольной точки. Таким образом, гонщик Yamaha разом отстал на 2,5 часа и фактически лишился шансов на защиту титула.

В прошлые годы можно было бы сказать, что Сириль Депрэ оставил Марка Кому впереди в гордом одиночестве, но не в этот раз. Наконец за много лет на «Дакаре 2014» появился гонщик, способный ехать на равных с этими двумя чемпионами, причем не на отдельных спецучастках, а на протяжении всей дистанции. Речь о идет о Хоане Барреде Борте, пересевшем с мотоцикла Husqvarna на Honda.

Свой четвертый «Дакар» испанец начал более чем успешно, выиграв два из трех первых этапов. До пятого дня Хоан Барреда удерживал лидерство в генеральной классификации, которое в итоге уступил Марку Коме после возникших проблем с навигацией. По сути, пятый этап стал единственной серьезной осечкой для 30-летнего гонщика – именно тогда он потерял 40 минут к своему именитому соотечественнику. На следующих спецучастках Хоан Барреда не отставал от Марка Кома, но и не приближался – от этапа к этапу разрыв между ними колебался от 40 до 50 минут. Если бы не та потеря времени для гонщика Honda, то сражение за лидерство было бы потрясающим. Впрочем, от этого финал вряд ли изменился бы - может быть, только стал бы еще более драматичным. Увы, на предпоследнем этапе Хоан Барреда Борт потерял три часа из-за проблем с аккумулятором и откатился со второго на седьмое место, которое в итоге и занял на финише.

Вот после этого действительно можно было заявить, что Марк Кома остался в гордом одиночестве впереди – шутка ли, 1 час и 52 минуты преимущества над ближайшим соперником и напарником по KTM Хорди Виладомсом. При том, что лучшее время прохождения последнего 13 этапа составило 1 час и 59 минут, испанцу можно было даже не выходить на старт, чтобы одержать победу, которая стала четвертой в его карьере и первой с 2011 года.

Хорди Виладомс стал вторым по итогам ралли-марафона, и этот результат не стоит недооценивать. Каталонец присоединился к KTM буквально за месяц до старта «Дакара 2014», когда заменил погибшего в гонке «Баха 1000» в Калифорнии Курта Кассели.

За третье место сражение продолжалось до самого финиша. Сириль Депрэ после проблем в 1/3 дистанции ралли-марафона каждый день отважно прорывался вперед – три победы, одно второе и два третьих местах. Все последние семь этапов он завершил в первой пятерке. В генеральной классификации француз поднимался все выше и выше: 11-й, 10-й, 9-й, 8-й, 6-й, 4-й… И будь «Дакар 2014» длиннее всего на один этап, Сириль Депрэ, наверняка, поднялся бы еще выше. А так всего 35 секунд отставания от напарника по Yamaha Оливера Пэйна при том, что после пятого дня он уступал ему 56 минут! Невероятно, но впервые с 2005 года Сириль Депрэ финишировал ниже второго места, а последний раз за пределами подиума (без учета схода в 2002-м) он оказывался на своем втором «Дакаре» 13 лет назад, когда стал 13-м.

Стоит отметить, что категория мотоциклов стала единственной на «Дакаре 2014», в которой не было представителей России. В прошлые годы то же самое можно было сказать и о квадроциклах, пока не самом популярном классе, но теперь и там наряду с внедорожниками и грузовиками есть наш соотечественник. В 2014-м году за рулем Yamaha на старт вышел Сергей Карякин. 23-летний уроженец Екатеринбурга, несмотря на минимальное количества опыта и тренировок, проявил себя просто великолепно – одна победа на этапе, три попадания в первую пятерку и седьмое место по итогам ралли-марафона. Для дебюта даже финиш на «Дакаре» уже достижение, поэтому что уж говорить о таких результатах. Ну а победу в «квадро» одержал чилиец Игнассио Касалле.

Если в категории мотоциклов перед стартом интрига была вполне очевидной, то вот в классе внедорожников всё выглядело достаточно предсказуемо. Как и в прошлом году, главный вопрос был один – сможет ли кто-нибудь бросить вызов дружине Mini во главе с 11-кратным победителем Стефаном Петранселем? Соперников было не так уж и много – экипажи заводской Toyota и багги. Вот, пожалуй, и всё.

После первого этапа можно было подумать, что о своих претензиях на высокие позиции заявила китайская Great Wall Haval, но буквально на следующий день победитель Карлос Соуза вынужден был сойти из-за поломки турбины. Сразу же на первом этапе из-за механических проблем своего багги, стилизованного под Hummer, два часа потерял американец Робби Гордон.

Столкнулся с механическими проблемами и экипаж Toyota под управлением Жиньеля ди Вилльерса. В общем, для соперников Mini гонка начала рушиться сразу. Единственным, кто смог составить конкуренцию британской команде, был Карлос Сайнц. «Эль-Матадор», выступавший за рулем багги SMG, стал вторым на втором этапе, а на четвертом одержал победу и вышел в лидеры общего зачета. Но первенствовал двукратный чемпион мира по ралли и триумфатор 2010 года недолго – проблемы в навигации на пятом этапе, в дополнение к этому механическая поломка и еще час штрафа за пропуск контрольной точки стоили ему потери двух часов. Тем не менее, за место в первой пятерке Карлос Сайнц мог побороться, но проблемы с подвеской на девятом этапе и авария, приведшая к легкой травме и медицинскому обследованию, в десятый день поставили точку в его выступлении на «Дакаре 2014».

В результате уже в середине ралли-марафона стало понятно, что победа достанется одному из экипажей Mini. Естественно, фаворитом, даже, несмотря на огромную потерю времени, был Стефан Петрансель. На пятом этапе «Мистер Дакар» отстал разом на 40 минут от лидера Хуана Нани Ромы. На следующих спецучастках титулованный француз стремительно отыгрывал гандикап, в то время как его напарник регулярно ошибался, сталкивался с различными проблемами – 31 минута после седьмого, 23 – после восьмого, 12 – после девятого, две – после десятого, а дальше… поступил приказ от руководства Mini оставаться на своих позициях. Непонятно, какой был смысл в применении командной тактики, если все первые четыре позиции занимали на тот момент именно экипажи Mini, а ближайший соперник Жиньель де Вилльерс был только пятым с отставанием в 1 час и 15 минут. Но решение было принято, и, к огромному сожалению, вместо красивого сражения за победу до самого финиша мы увидели полный фарс.

На предпоследнем спецучастке Нани Рома проколол колесо, затем застрял в дюнах и пропустил вперед Стефана Петранселя. 11-кратный победитель, полностью подчинившийся инструкции команды, постарался отдать позицию, но напарник предпочел провести заключительную часть этапа за его спиной. В результате француз перед последним возглавил генеральную классификацию, но лишь для того, чтобы за 27 километров до окончания ралли-марафона преднамеренно замедлиться, подождать партнеров по команде и вместе с ними пересечь финиш. В итоге Петрансель занял второе место, ну а победу одержал Хуан Нани Рома. Для испанца этот триумф стал первым в категории внедорожников и вторым после класса мотоциклов в 2004-м году.

Третьим финишировал победитель «Дакар 2011» Нассер Аль-Аттия, успешно дебютировавший в составе Mini. Катарец вполне мог побороться и за победу, если бы не часовой штраф за пропущенную контрольную точку на пятом этапе. От Нани Ромы в общем зачете он отстал на 56 минут.

Лучшим из россиян стал Владимир Васильев (Mini) – 10-й, Антон Григоров (OSC) – 36-й, Артем Варенцов (Toyota) – 38-й, Роман Брискиндов (Nissan) – 49-й, Павел Логинов (CAN-Am) – 59-й.

Но, безусловно, что главных успехов российские экипажи добились в категории грузовиков, о событиях в которой речь пойдет в отдельном обзоре…



Просмотров:
26.01.2014

Для отправки комментариев войдите или зарегистрируйтесь
Наверх