IvanF1 аватар
IvanF1
300 (+303/-3) Карма
Блог
1


Топ-10 событий 2013 года

Вот и подходит к завершению 2013-й год, подаривший нам довольно неоднозначный сезон в Формуле 1. Все главные события остались позади, все самое новое и интересное произойдет уже в следующем, 2014-м, а это значит, что самое время еще раз оглянуться назад и вспомнить все то, чем запомнится уходящий год в Королевских гонках…

Вот и подходит к завершению 2013-й год, подаривший нам довольно неоднозначный сезон в Формуле 1. Все главные события остались позади, все самое новое и интересное произойдет уже в следующем, 2014-м, а это значит, что самое время еще раз оглянуться назад и вспомнить все то, чем запомнится уходящий год в Королевских гонках…

10. Размолвка между Ferrari и Фернандо Алонсо

 

За три предыдущих года, прошедших с момента прихода Фернандо Алонсо в Ferrari, от двукратного чемпиона мира не раз приходилось слышать самокомплименты и одновременно критику в адрес машины. Спору нет, что испанец является одним из самых быстрых и талантливых пилотов в современной Формуле 1, а Scuderia который сезон не может дать ему достойную технику, но такой подход был явно не применим в итальянской команде. В свое время, в 1991-м году, Ален Прост назвал медленный болид Ferrari «грузовиком», после чего практически моментально лишился своего места. Фернандо Алонсо хоть и был более мягок в своих высказываниях, но рано или поздно должен был получить «оплеуху». И он ее получил – на свой день рождения, 30 июля, когда президент Ferrari Лука ди Монтедземоло вместе с поздравлением дал понять, что не время винить во всем команду и нужно быть с ней одним целым, вносить свой вклад в развитие.

Пусть это и не афишировалось, но после этого между Фернандо и Ferrari явно пробежала «черная кошка». Появились слухи о переходе испанца в Red Bull, McLaren, даже Lotus. В квалификации в Монце, по рассказам людей в боксах, двукратный чемпион и вовсе назвал по радио руководство Ferrari «тупыми». Ну а приглашение Кими Райкконена на место Фелипе Массы в 2014-м году вызвало еще больше вопросов по поводу статуса и будущего испанца, который, по слухам, может уйти в McLaren уже в 2015-м году.

Многообещающий союз Ferrari и Фернандо Алонсо явно начал трещать по швам, и в следующем году он либо разорвется окончательно, либо сложится по-новому - третьего не дано.

9. «Тест-гейт» Mercedes и Pirelli

Формула 1 богата на скандалы и интриги не меньше, чем шоу-бизнес. Редкий год обходится без спорных технических решений, действий команд или пилотов. Но при этом редко кто из участников попадает действительно под серьезное расследование. 2013-й год стал исключением…

В мае в дни проведения Гран При Монако в паддоке грянул гром, после того, как выяснилось, что Mercedes провела секретные тесты совместно с Pirelli – три дня, 1000 км с боевыми пилотами и машиной 2013 года. И это при полном запрете на испытания по ходу сезона. Скандал получился глобальным – речь шла о сразу нескольких нарушениях регламента, получении незаконного преимущества. Но в результате обошлось все «малой кровью» - предупреждение Mercedes и Pirelli, и отстранение команды от участия в молодежных тестах в Сильверстоуне. Главным положительным итогом всей этой истории стало разрешение вопроса с шинными испытаниями, которые затем уже в рамках регламента поочередно провели Red Bull, Ferrari, McLaren.

8. Мульти-21

Отношения между двумя пилотами Red Bull, Себастьяном Феттелем и Марком Уэббером, всегда были далеки от идеальных. Началось все это еще в сезоне 2010, когда оба боролись за титул, и продолжилось даже тогда, когда один начал штамповать победы, а второй ничего не смог ему противопоставить. Казалось бы, разделение на статусы очевидно, но Марк Уэббер каждый раз всячески демонстрировал, что не собирается становиться «вторым номером» и помогать напарнику. В Сильверстоуне 2011 австралиец, несмотря на приказ команды, продолжил атаку на Себастьяна Феттеля. Перед решающей гонкой сезона 2012 на Интерлагосе Марк также продолжал играть «бравого парня», а на старте достаточно жестко опередил Себастьяна. Таким образом, то, что произошло на Гран При Малайзии 2013 было вполне предсказуемо. Применение командной тактики в начале сезона – большая редкость, но в Red Bull по несколько непонятным причинам приняли решение в конце дистанции сохранить позиции своих пилотов, дав приказ «Мульти 21» - болид номер 2 впереди болида номер 1. Что было дальше, наверное, знают, все. Наивный Марк Уэббер переводит двигатель в сберегающий режим, а Себастьян Феттель нарушает указание команды, атакует за 10 кругов до финиша и выходит вперед.

История получила широкий резонанс в СМИ, в Red Bull был устроен серьезный «разбор полетов», а владелец Дитрих Матешиц и вовсе пригрозил уходом команды в случае повторения. Себастьян Феттель в итоге извинился перед сотрудниками, но не перед напарником, который, как он сказал, не заслуживал той победы в Сепанге. Что же, возможно, теперь уже четырехкратный чемпион был прав, учитывая все предыдущие «заслуги» Марка Уэббера.

7. Дебют Даниила Квята

После того, как перед началом сезона 2013 стало известно, что Виталий Петров не смог найти место для продолжения карьеры, все надежды болельщиков на возвращение первого российского гонщика Формулы 1 были обращены на следующий год. Именно на возвращение, поскольку вряд ли кто-нибудь мог подумать, что второй представитель России в Ф-1 появится еще до окончания чемпионата нынешнего года. Но сначала появился сомнительный вариант с Сергеем Сироткиным, так и не ставший реальностью, а затем было официально объявлено о приглашении Даниила Квята в основной состав Toro Rosso на следующий год. Мало того, 19-летний уфимец, сходу в 2013-м году выигравший титул в GP3, принял участие в пятничных практиках на этапах в США и Бразилии, где продемонстрировал потрясающую скорость. В Остине Даниил уступил 0.202 сек Даниэлю Риккиардо, которого он и заменит в команде в следующем году, а на Интерлагосе в дождевых условиях опередил своего будущего напарника Жана-Эрика Верня на 0.529 сек. Начало было положено более чем успешное, и очень хочется верить, что дебют 19-летнего россиянина в качества боевого пилота в 2014-м году выйдет не менее удачным.

6. Досрочное завершение сезона для Кими Райкконена

Формула 1 – это жесткий мир, «клуб пираний» и здесь нет места сентиментальности. Если команда сегодня молится на гонщика, то не факт, что завтра она же «не воткнет ему нож в спину». Пример Кими Райкконена и Lotus тому доказательство. За полтора года чемпион мира 2007 стал главной надеждой и ударной силой команды из Энстоуна, однако все изменилось после того, как финн решил вернуться в Ferrari в 2014-м году. Уже через пару гонок начало складываться впечатление, что Lotus «переключилась» на поддержку второго пилота Романа Грожана, со стороны руководства в адрес Кими посыпались упреки в том, что он вернулся Формулу 1 из-за денег. Пиком стал эпизод на последних кругах Гран При Индии, когда чемпион мира 2007, на изношенных шинах оборонявшийся от атак напарника, получил по радио сообщение: «Кими, уберись, бл..ь, с дороги!». Буквально через несколько дней появились разговоры о том, что Райкконен не примет участие в трех оставшихся этапах. К тому же выяснилось, что с начала сезона он не получил за свои выступления ни евро! На Гран При Абу-Даби Кими приехал, но в большей степени для того, чтобы решить вопрос по поводу задолженности.  После дисквалификации в субботу из-за несоответствия машины регламенту финн стартовал последним и сошел уже после первого поворота – специально или нет, знает только он сам. Но именно таким образом Кими завершил свою главу карьеры в Lotus. Перед следующим этапом в Остине было объявлено о том, что чемпион мира 2007 срочно ложится на операцию для того решить проблемы со спиной, возникшие еще в начале осени. На тот момент Кими занимал третье место в чемпионате и теоретически мог еще побороться с Фернандо Алонсо за вице-чемпионство, но обстоятельства оказались сильнее. И думается, что проблемы с Lotus сыграли в этом решении далеко не последнюю роль.

5. Возвращение Mercedes на вершину

Этого ждали еще в 2010-м году, когда «Серебряные стрелы» вернулись в Формулу 1 после 50-летнего отсутствия. Три первых сезона в своей новой истории заводская команда Mercedes провела между небом и землей – и не в лидерах, и не в середняках. И вот наконец-то в 2013-м прорвало: восемь поулов, три победы, девять подиумов. Если бы не регулярные проблемы с повышенным износом шин, которые не были решены даже после скандальных тестов с Pirelli, то эта статистика могла бы оказаться еще более впечатляющей. За год команда поднялась с четвертого на второе место в Кубке конструкторов и в целом по ходу сезона обладала второй по скорости машиной после Red Bull. Напряженная работа вкупе с некоторыми переменами в структуре команды - приходом руководителей Тото Вольфа и Ники Лауды, чемпиона мира 2008 Льюиса Хэмильтона – привела к потрясающему прогрессу. Обидно, что только этот прогресс произошел аккурат после завершения карьеры Михаэля Шумахера.

4. Уход Марка Уэббера из Формулы 1

А вот кому явно не будет обидно, даже если болид Red Bull будет в следующем году привозить всем соперникам по кругу, так это Марку Уэбберу. По окончанию сезона австралиец завершил карьеру в Формуле 1. Как бы сам Марк не говорил, что решение было принято еще до начала чемпионата, но, скорее всего, произошедшее на Гран При Малайзии также оказало определенное влияние. Наверное, именно после этого ему окончательно стало ясно, что шансов против напарника нет.

Невероятно, но в последний раз Марк оказывался впереди Себастьяна Феттеля в Сильверстоуне 2012! Т.е. ни разу за 30 своих последних гонок в Ф-1 он не смог опередить немца. Продолжение карьеры в Red Bull при таком раскладе выглядело бессмысленным, а переход в другую команду в 37 лет выглядел не менее странным, чем заведомо проигрышная борьба с партнером по команде в Ф-1.

3. Провал McLaren

Пятое место в Кубке конструкторов, 122 очка, ни одного подиума и одно четвертое место – это все достижения McLaren в прошедшем сезоне. Худшего результата для команды такого уровня и быть не могло. Но этот провал был вполне объясним – перед началом сезона в McLaren решили кардинально изменить конструкцию болида, за что в итоге и поплатились. Смелые технические решение не оправдали себя – MP4-28 на протяжении всего сезона не хватало скорости, баланса, прижимной силы, а обновления не принесли желаемого эффекта. Видеть болиды McLaren в середине пелетона было крайне непривычно даже на заключительном этапе на Интерлагосе, и хочется надеяться, что в следующем году не придется к этому привыкать дальше.

2. Взрывы шин Pirelli в Сильверстоуне

Бывают такие вещи, которые просто не могут не произойти, если ответом на критику является лишь усмешка. Сколько раз Pirelli упрекали в том, что ненадежностью своих шин они ставят под угрозу безопасность гонок? Неоднократно. Но в итальянской компании каждый раз ссылались на повышение зрелищности и им все сходило с рук, благо были на их стороне и защитники. Правда, постепенно этих самых защитников становилось все меньше и меньше. Особенно это касается первой половины сезона, когда обеспокоенность состоянием шин нарастала как снежный ком. В Pirelli продолжали отвечать шутками и грозить скучными гонками, а затем случилось то, что рано или поздно должно было случиться… Пять взрывов шин за два дня гоночного уик-энда в Сильверстоуне - один в субботу и четыре в самой гонке в воскресенье. Лишь чудом «игры» Pirelli не привели к трагедии. После этого даже самые ръяные защитники итальянских шинников вынуждены были изменить свое мнение. В самой Pirelli, естественно, не могло не отреагировать на ситуацию и в срочном порядке вынуждены были вернуться к прошлогодней конструкции шин. Да, это оказало серьезное влияние на расклад сил, но главное, что проблема была решена, критика уменьшилась. Жаль только, что произошло это после того, как ситуация уже вышла из под контроля…

1. Четвертый чемпионский титул Себастьяна Феттеля

Безусловно, что главным событием и итогом 2013 года стала четвертая победа Себастьяна Феттеля в чемпионате. Немец провел феноменальный сезон, сравнявшись сразу с несколькими рекордами, которые еще даже полгода назад казались недостижимыми в ближайшее время. Четыре победы в первой половине чемпионата, и девять из девяти возможных во второй! Таким образом, 26-летний немец сравнялся с рекордом Михаэля Шумахера по количеству побед за сезон и показателем Альберто Аскари в девять триумфов подряд, который держался ни много ни мало с 1953 года. Понятно, что завоевание титула при таком выступлении было лишь делом времени, и Себастьян сделал это за три этапа до окончания сезона. Невероятно, но его 397 набранных очков Red Bull хватило бы для того, чтобы завоевать Кубок конструкторов без помощи Марка Уэббера. Команда Mercedes, ставшая второй, усилиями Льюиса Хэмильтона и Нико Росберга заработала 360 очков. Такого в истории Формулы 1 еще не было, как и четырехкратного чемпиона мира в 26 лет. Ален Прост добился этого в 38 лет, Михаэль Шумахер в 32, Хуан-Мануэль Фанхио в 45. Себастьян Феттель сметает на своем пути все возможные рекорды, и остановит ли его новый технический регламент в следующем году – большой вопрос. Но, похоже, успехи немца в 2013-м году это еще далеко не конец.

Таковые главные события уходящего 2013 года, до окончания которого осталось всего-навсего два дня. Хотелось бы поздравить всех читателей TopGearClub с наступающим Новым годом. Счастья, удачи, здоровья Вам и вашим близким! Спасибо за внимание на протяжении всего 2013 года, и до встречи в новом 2014-м!

P.S: На момент публикации данной статьи стало известно об инциденте с Михаэлем Шумахером на горнолыжном курорте во Франции. Семикратный чемпион мира в результате падения получил тяжелую травму головы и его состояние оценивается как критическое. Дай Бог, чтобы все обошлось. Будем держать пальцы скрещенными.



Просмотров:
30.12.2013

Для отправки комментариев войдите или зарегистрируйтесь
Наверх