IvanF1 аватар
IvanF1
300 (+303/-3) Карма
Блог
1


Формула DRS

На Гран При Бельгии 2013 Формула 1 преодолела важную веху в своей современной истории – 50 гонок с DRS, а значит самое время сделать подвести некоторые итоги и сделать выводы о самом спорном нововведении последних лет…

 Разговоры о сложности обгонов всегда являлись одним из самых болезненных тем в Ф-1. Будь то 70-е, 80-е или 90-е года. И по мере сокращения разрывом между командами, а также совершенствования аэродинамики болидов этот вопрос только обострялся. Не сказать, что Формула 1 совсем была лишена обгонов, но то, что гонки иногда превращались в скучную процессию и езду пилотов паровозиком – это правда. Особенно остро этот вопрос встал в 2010-м году, когда были отменены дозаправки, а шины Bridgestone позволяли проехать практически всю дистанцию без пит-стопов. Пиком стала решающая гонка в Абу-Даби, когда лидер чемпионата Фернандо Алонсо после остановки в боксах застрял позади Виталия Петрова на седьмом месте, и так и провел за спиной гонщика Renault все оставшуюся дистанцию, лишившись в итоге третьего титула. Понятно, что было необходимо что-то делать во избежание повторений подобных ситуаций в будущем, но то к чему в итоге все пришло, стало обратной стороной этой проблемы.

 
 
Итак, Drag Reduction System или просто DRS – система снижения лобового сопротивления на прямой за счет открытия подвижного заднего антикрыла. Первые гонки с этим гаджетом, в 2011-м году, были восприняты просто на ура – 85 обгонов в Турции, 79 в Канаде, 67 в Китае. Но достаточно быстро этот восторг превратился в смятение. Проблема обгонов в кои-то веки была решена, но какой ценой? Гонки превратились в хаос, в котором невероятно сложно разобраться, а ценность обгонов свелась к полному нулю.
 
Конечно, хаос не в последнюю очередь был спровоцирован Pirelli, благодаря появлению которой в 2011-м году в несколько раз выросло количество пит-стопов, и в результате после каждой 1/3 дистанции позиции перетасовывались до неузнаваемости. За счет этого выросло и количество обгонов. Но вот только какой смысл в обгоне, если один пилот уже  побывал в боксах, а другой остановится через несколько кругов, как это было например на Гран При Испании 2013, когда Фернандо Алонсо опередил Эстебана Гутьерреса, который на время вышел в лидеры, но на самом деле вел борьбу лишь в начале второй десятки. Все это лишь вводит в заблуждение болельщиков, которым без тайминга иногда не разобраться в ситуации, поскольку рано или поздно становиться просто непонятно, кто был на пит-стопе, кто нет, кто больше не остановиться до финиша, кто на каком типе шин, и.т.д. Уследить за всем эти потоком информации рядовому зрителю просто не под силу, а уж когда половина действий на трассе лишена какого-либа смысла, то становится просто скучно и появляется лишь одно желание - чтобы гонка поскорее завершилась. А если добавить к этому тот факт, что большинство обгонов совершаются при помощи кнопки, дающей прибавку в скорости до 15-20 км/ч….
 
 
На бумаге эффект от системы DRS был, возможно, несколько другим, но на практике все получилось иначе. Что, собственно, подразумевается под обгоном в гонках? Это тщательно продуманная, подготовленная и реализованная атака. Иногда, правда, бывает и не слишком продуманная, но, как бы там ни было, это искусство, красота, признак мастерства. Да, в Формуле 1 сложно обгонять, но ведь это тоже является частью шарма обгонов, и их по определению не может быть много. Взять футбол, где за 90 минут матча редко бывает больше 3-5 голов. Не сложно представить, во что превратиться игра, если игроки будут забивать по 30 мячей… Грошь цена такому голу и в целом матчу. То же самое можно сказать и о гонках. Пилот, активирует систему на определенном участке трассы, просто проезжает мимо соперника, у которого в большинстве случае нет никаких шансов на то, чтобы контратаковать. Вот и все, такова цена обгона. Для чего пытаться выйти вперед в повороте, на торможении, когда можно просто на прямой нажать «волшебную» кнопку и позиция отыграна. Отыграться с той же DRS обгоняемому, безусловно, можно, но не факт, что за  круг отставание не вырастет до секунды, которая уже не позволяет активировать систему. Да и много ли было контратак за эти три года, даже при наличии двух зон активации? Припомнить сложно, но одно можно сказать с уверенностью – ни одной эпической битвы с несколькими подряд обгонами и контратаками мы не увидели.
 
 
А сколько гонок эта система DRS просто-напросто испортила. Достаточно привести пример сумасшедшего дождевого Гран При Канады 2011, когда Михаэль Шумахер вышел на второе место и мастерски сдерживал позади себя более быстрых Марка Уэббера и Дженсона Баттона. Но как только трасса подсохла и дирекция гонки разрешила использовать DRS, Шумахер не смог ничего противопоставить соперникам и в итоге откатился на четвертое место. Конечно, за три года были и исключения, как на Гран При Бахрейна 2012, когда Кими Райкконен даже с активированной системой DRS не смог опередить Себастьяна Феттеля в борьбе за лидерство. Но все-таки в большинстве случаев исход такой «борьбы» известен заранее. Сейчас для гонщика главное оказаться в заветной секунде позади соперника, а дальше дело техники.
 
 
Количество обгонов за последние три года, конечно, выросло невероятно. Лишь за первые 11 гонок 2013 года было совершено 640 обгонов. В 2012 - 1143, 2011 – 1152. Таким образом, сумма обгонов за 50 гонок составляет 2935! Потрясающе, но с 2001 по 2010 года, за 175 гонок, было совершено практически столько же – 2857. В среднем на гонку тогда приходилось 10-15 обгонов, сейчас же этот показатель вырос до 50. Однако, если отделить, как говорится, мух от котлет, убрав объезды с DRS на прямой и бессмысленные обгоны во время волны пит-стопов, то этот показатель получится в два, а то и три раза меньше. Максимальный пик обгонов с DRS был достигнут в 2011-м году: Абу-Даби - 89 %, Валенсия - 81%, Индия - 78 %, Китай – 67%, Турция – 59%, Испания - 57 %. Но можно вспомнить какой-нибудь хоть по-настоящему яркий обгон из этого бесчисленного количества? Вряд ли. 
 
 
Потрясающие сражения Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо в Монце в 2011-м и 2012-м годах, обгон Марк Уэббера в Eau Rouge на Гран При Бельгии 2011, борьба на протяжении практически всего круга между Кими Райкконеном и Полом ди Рестой в Хоккенхайме 2012, эпическая дуэль между Михаэлем Шумахером и Кими Райкконеном на Интерлагосе 2012. К счастью, ко всему этому и многому другому система DRS все-таки причастна не была. Природу гонок не обманешь искусственными примочками. Обгон есть обгон, каким бы он ни был сложным, и никакая система подвижного антикрыла или супермягкая резина не станут естественным способом для его достижения – по крайней мере, не сейчас, и хочется надеяться, что никогда.
 
 
Иначе, лет через 20-30 Формула 1 рискует превратиться в гонки по рельсам, и для следующего поколения болельщиков, да и самих гонщиков, имена Хэмильтона, Алонсо, Райкконена, Феттеля, Уэббера будут ассоциироваться исключительно с гладиаторами трасс, которые рисковали и обгоняли за пределами зоны DRS.
 



Просмотров: 854
11.09.2013

Комментарии
BStang
в 07:24, 12.09.2013

 С технической точки зрения DRS представляет собой систему, которая позволяет почти мгновенно увеличивать скорость, и столь же быстро возвращаться к высокой прижимной силе. Дело не в ней, а всего лишь в правилах. Разрешите любому пилоту пользоваться DRS по своему усмотрению, и она станет столь же естественной и полезной, как акселератор. На гиперкаре McLaren P1 DRS именно так и используется.

Al.Rich
в 11:12, 12.09.2013

 Вполне с Вами согласен. Любые "искусственности" противоречат природе гонок. Признаюсь честно, с новыми правилами и с Пирелли, все чаще, даже имея возможность нормально посмотреть гонку, смотрю ее в записи на ускорке. Просто не интересно.

leksmar
в 20:57, 12.09.2013

 А я,например,с 2011-го перестал играть в продолжения симуляторов F-1 от Codemasters,по причине введения этих вспомогательных средств.По-моему достаточно было воздуховодов и самостоятельного изменения угла атаки переднего антикрыла.

Для отправки комментариев войдите или зарегистрируйтесь
Наверх