Джеймс Мэй
853 (+886/-33) Карма
Блог
0




Джеймс Мэй о вращении вала

Я задался вопросом: что именно содействовало развитию человечества? Мне кажется, речь очень много значит, а ещё – письменность, бумага, способность добыть огонь и поиск изображений в Google, особенно если вам 14 лет.

Орудия труда стали первыми инструментами, давшими нам новые возможности, и обычно считается, что первым таким орудием стал молоток, ведь камень – это тоже молоток, если им что-то забивать. Спокойно можно снять одночасовой документальный фильм об эволюции молотка и всех способах его применения – я бы точно снял такой фильм. Но проблема с молотком состоит в том, что, как гласит английская пословица, если у тебя есть лишь молоток, то всё вокруг кажется гвоздями – то есть человек меряет всё одним мерилом. Вот почему Кларксон кажется таким доисторическим.

Но я особо выделю вращающийся вал. Именно это изобретение вдыхает видимую жизнь и энергию во всё то, что мы любим, - автомобили, самолёты, моторные лодки, крутые наручные часы – и является фундаментальной основой в производстве всего этого.

Древние египтяне вращали деревянные заготовки, закрепленные с двух концов, при помощи привода, похожего на скрипичный смычок. Это были первые токарные станки, а ведь без них у нас бы не было других механизмов. Ветряные мельницы, водяные колёса, паровые двигатели, ножные приводы швейных машин викторианской эпохи, кабестаны парусных судов, ступальные колёса исправительных учреждений эпохи королевы Виктории – всё это использовалось лишь для того, чтоб привести валы в движение. И, раз уж ваш вал вращается, вы можете сделать всё – от муки до шестерней – и достичь отличных результатов.

Взгляните на свой велосипед. До сих пор считаю, что велосипед – одно из величайших изобретений в истории. У педалей, которые вы крутите, лишь одна задача: вращать тот коротенький вал в каретке. Если он вращается, то ведущая звёздочка, цепь и ведомые звёздочки, да и вы сами, ахающие от удовольствия, - всё это уже скорее формальность. Даже переднее колесо крутится благодаря вращению передней оси, на которой оно размещено. Знаю, что сама ось не вращается, но будь вы Эйнштейном, сидящим на ободе колеса, вы бы утверждали обратное.

Вокруг своей оси, ещё и ещё; линия действия силы – радиус-вектор – и так бесконечно. Гениально, не так ли?

Теперь о двигателях в наших автомобилях. Расположение двигателя, количество цилиндров, объём, наличие турбо: всё это очень интересно и является одной из причин, почему этот сайт так популярен. Но всё это ради достижения одной-единственной простой цели, а именно: вращать коленчатый вал. Ведь в этом случае мы можем передать его вращение колёсам и поехать.

Несмотря на всю простоту конечной цели, способы её достижения весьма сложны. Поршни двигаются вверх-вниз (или из стороны в сторону, если у вас Subaru), приводя в движение коленвал, – точно так же вы ногами крутите педали на велосипеде. Но коленчатый вал должен вращать ещё один вал, чтобы работали клапаны – открывались и закрывались. Движение вверх-вниз преобразуется в движение вокруг своей оси, но последнее движение должно давать больше движения вверх-вниз, чтобы изначальное движение вверх-вниз происходило. Надеюсь, вы понимаете, о чём я.

Наш главный вал – коленвал – также необходим и для вращения вала генератора, чтобы получать искру и поддерживать ход поршней. Коробка передач – это опять-таки набор валов, между которыми сложились настолько сложные отношения, что впору им заключать механический «брачный договор». КПП просто улучшает КПД нашего первого вала, чтобы работа была полезной – чтоб вращались ещё валы и, наконец, колёса. Но всё же вся эта система, прежде всего, зависит от одного самого главного вала, точно так же, как первым цехам массового производства нужен был вал, идущий по всей длине крыши и приводивший в движение все станки и агрегаты.

А теперь взгляните на схему двигателя автомобиля в разрезе. Помните, вся эта начинка нужна тут лишь для того, чтоб у нас вращалась одна нужная нам вещь – вал. Кажется слегка странным, да?

В электромоторе больше смысла. Он также даёт нам то, что нужно, но у него вращающийся вал – единственная движущаяся часть. Ведь это отлично! Верный способ приводить автомобиль в движение, и мы это знали с тех самых пор, как был изобретён автомобиль, потому что электромотор появился первым.

Остаётся только лишь приручить этого зверя – электричество. Мне всё так же хочется слышать раскатистое эхо от V8 моей Ferrari, но лишь в особенных моментах. Для остального времени электричество, вероятно, - это будущее. Не так ли?



Просмотров:
Август 2014

Для отправки комментариев войдите или зарегистрируйтесь
Наверх